Финансовая астрология. Астрология бизнеса.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО КОМПАНИИ
ПРИ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ

* Исаак Ньютон, вынужден был констатировать после потери 20 000 фунтов стерлингов на акциях лопнувшей компании "Южное море" в 1720 году:
"Я могу предсказать, где будет находиться каждая из планет через миллионы лет с точностью до секунды, но я не могу предсказать, куда в следующую минуту погонит цены эта безумная толпа".

Предлагаемый материал раскрывает методы классического бизнес-прогнозирования. Почти без объяснения астрологии (научной дисциплины), которая делает то же самое.

Чтобы не задерживать Ваше внимание на подробностях, повторениях и ссылках - перейду к главной теме публикации: "Экстраполятивный подход в прогнозировании".

Данный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза необходимо вначале оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти тенденции в будущее.

Аналогичный подход реализуется в бизнес-астрологии. Именно поэтому я, профессиональный астролог, всегда обращаюсь к потенциальным клиентам предоставить их прошлые даты - для определения ситуативных трендов. Однако, часто слышу в ответ: "Вы астролог - сами должны угадать!" Это говорят люди, которые считают астрологов "тупоголовыми невеждами".

Для справки: на проф. астролога надо учиться более 10 лет - осваивать базовые компоненты экономики, основы менеджмента, социальную психологию, культуру, искусство, и прочие смежные дисциплины. И конечно, практиковаться ежедневно, исследуя и консультируя от 1000 гороскопов в год.

Кстати, традиционный бизнес-консалтинг рекомендует прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, используя субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода часто имеют формы “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу.
Это мнение ведущих мировых экспертов, таких например, как немецкий профессор Д. Хан, который в своих книгах описывает методы планирования в концернах "Даймлер-Бенц" и "Сименс".

В целом, стратегическое планирование - это синтез интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов.

* И все же, вернемся к экстраполяции.
В заголовке статьи приведено высказывание И. Ньютона, который полагался на данный метод прогнозирования (и планирования) не только в сфере небесной механики, но и в финансовой жизни. Впрочем, экстраполятивный подход широко применяется и сейчас. Он, так или иначе, отражается в большинстве методов современного прогнозирования.

Однако не всё исчерпывается данным методом. Cуществует альтернативный подход, когда создаются прогнозы, включающие сочетание вариантов развития выбранных показателей и явлений. При этом, каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Прошу заметить - это классические каноны бизнеса, а не только прикладной астрологии.

Поскольку будущее на 100 % предсказать невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, для остальных ситуаций менее пригодна - полезно использовать сценарные, ситуационные подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.

Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - наиболее вероятный, ожидаемый. Cтранно, но никто не замечает, что для реализации метода сценариев отлично подходит астрологическое моделирование. Особенно, если экстраполятивный подход подтвердил тренды в прошлом и будущем, то следующий логический шаг - сценарные бизнес матрицы.

Альтернативные предположения о будущем состоянии наиболее значимых компонентов среды комбинируются в наборы предположений. Это осуществляется при помощи компьютерных программ. Из полученных наборов отбираются, как правило, три набора. Отбор осуществляется исходя из следующих критериев:
* высокая сочетаемость предположений, входящих в набор
* наличие большого числа значимых переменных
* высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.

Обученные астрологи это делают "вручную", но по качеству результатов на том же высоком уровне.

Для сценарного подхода и астрологами (!) разрабатывается ситуационный, он же "SWOT-анализ" (аббревиатура английских слов: strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности и threats - опасности, угрозы), который может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга. Методы экстраполяции в этом тоже используются.

Итак, планирование - это многообразный процесс, который предполагает различные уровни масштабирования и структурирования целей. Поэтому, позвольте остановиться на обозначенной теме: "прогнозирование будущего при экстраполяции действующей стратегии", подводя итог, что одной экстраполяции недостаточно, также как развитие современного бизнеса без астрологического моделирования.


Будников Сергей
http://abc-company.ru